Суббота, 04.05.2024, 08:14
Сайт Русанжик Марины Анатольевны
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

9 класс

(3 ч в неделю, всего 105 ч)

Ведущая тема: личность — история — судьба.

Личностный характер художественного творчества

 

№ п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Древнерусская литература. Летописные жанры — 2 ч

Задачи:

— знакомство с произведениями древнерусской литературы и их поэтическими особенностями;

— формирование национального самосознания;

— повторение литературоведческих терминов: классицизм, просветительский реализм, романтизм, драма (трагедия, комедия).

Виды деятельности: чтение, рассказывание, интерпретация.

Повторение: жанры фольклора.

Связь между видами искусства: опера А.П. Бородина «Князь Игорь»

1

2 ч

Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество.  «Слово о полку Игореве»

Историческая основа произведения, история публикации.

Художественные переводы «Слова». Идейно-художественное значение «Слова». Сюжет, фабула и композиция, особенности художественной образности. Связь с фольклором.

Принципы создания образов героев «Слова». Пейзаж и его роль. Патриотический и героический пафос, лиризм «Слова». Влияние на развитие отечественной литературы

Характеризовать художественную уникальность жанровой системы литературы Древней Руси, выявлять идейный и художественный потенциал древнерусской литературы в новой и новейшей литературе России.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы.

Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека.

Соотносить содержание жития с требованиями житийного канона.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Описывать в сочинении свой опыт читательской интерпретации «Слова о полку Игореве»

Классическая литература XIX в. — 39 ч

Задачи:

— ознакомление с выдающимися произведениями русской литературы первой половины XIX в. и с социально-историческим контекстом их создания;

— углубление читательского опыта;

— формирование представлений о становлении национальной идентичности;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: реализм, роман в стихах, психологический портрет, психологический пейзаж, роман.

Виды деятельности: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, интерпретация, дискуссия, проект.

Повторение: классицизм как литературное направление; просветительский реализм, романтизм; драма (трагедия, комедия) классицизма.

Понятия для изучения: реализм, роман в стихах: особенности жанра, психологический портрет, психологический пейзаж, сюжет и фабула.

Связь между видами искусства: музыка Сен-Санса, акварели М.Ю. Лермонтова. Экранизации романа: «Страницы журнала Печорина» (постановка А. Эфроса, 1975); «Герой нашего времени»: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань» (режиссёр С. Ростоцкий, 1965–1966); «Княжна Мери» (режиссёр И. Анненский, 1955), многосерийный фильм «Герой нашего времени» (фрагменты, режиссёр А. Котт, 2006); художественный фильм «Мёртвые души» (режиссёр Г. Юнгвальд-Хинкевич, 1978) и спектакль МХАТ (постановка Л. Трауберга, 1960).

Интернет: разработка веб-страницы о творчестве писателя. Создание электронной мини-библиотеки (размещение текстов с аннотациями). Составление электронной библиографии. Подписка на рассылку электронных новостей по литературе. Создание тематических презентаций. Написание рецензий и отзывов с размещением на литературных сайтах. Участие в виртуальных дискуссиях на тематических чатах. Самостоятельная работа с ресурсами электронных библиотек

2

6 ч

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество.

«Горе от ума»

Традиции просветительства и черты классицизма. Сюжет и ком-позиция. Двойной конфликт комедии. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в произведении. Система образов. Художественные средства создания характеров. Язык комедии. Сатира в произведении. «Горе от ума» в критике.

И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний»

А.А. Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи „Горе от ума“»

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении.

Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Готовить развёрнутый устный или письменный ответ (составление плана, подбор цитат из текста, необходимых фактов при рассказе о жизни и творчестве писателя, об истории создания произведения, убедительных аргументов при ответе на проблемный вопрос).

Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера.

Готовить исследование (коллективное под руководством учителя или индивидуальное по плану, предложенному преподавателем) особенностей реализма одного из программных произведений

3

2 ч

Дж.Г. Байрон. Из биографии (странствия поэта).

«Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты)

Романтический герой в поисках смысла жизни. Мотив странствия. Испытание любовью, дружбой. Мотивы тоски одиночества. Байронический тип героя

4

10 ч

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество: годы творческого расцвета. «Евгений Онегин»

Эволюция замысла. Своеобразие жанра произведения: широта охвата действительности («энциклопедия русской жизни», В.Г. Белинский), стихотворная форма, единство эпического и лирического начал. «Зеркальная» композиция романа, испытания героев. Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа. Изображение высшего света и поместного дворянства. Татьяна, Онегин, автор-поэт. Автор романа и лирический герой поэзии Пушкина. Роль лирических отступлений в романе. Особенности стиля: романтические, реалистические черты, отсылки к классицизму. Споры об Онегине в русской критике: Онегин «страдающий эгоист», «эгоист поневоле» (В.Г. Белинский) или «отвлечённый человек, беспокойный мечтатель на всю жизнь» (Ф.М. Достоевский), «чужой, нерусский, туманный призрак, рождённый веяниями западной жизни» (Д.С. Мережковский)

5

10 ч

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Герой нашего времени»

Своеобразие сюжета и композиции: смена рассказчиков, внимание к внутреннему миру героя; смещение временнóй последовательности действия; «история души человеческой» как развитие действия. Роль композиции в раскрытии характера Печорина (от описания поступков, их мотивировки — к психологической самохарактеристике). Композиционная роль «Журнала Печорина». Жанровое своеобразие романа («путевые записки», дневник, повести).

Печорин в поисках смысла жизни. Романтические черты героя, его автобиографизм. Нравственная проблематика (индивидуализм, эгоцентризм, социальная активность личности, ответственность человека за свою судьбу и жизнь близких людей, цель и смысл жизни). Художественные описания природы Кавказа, быта и нравов горцев. Поэтическая ёмкость, лиризм и выразительность языка романа. Смысл названия романа. Печорин и лирический герой поэзии Лермонтова.

Творческая работа. «Споры вокруг романа М.Ю. Лермонтова в русской критике» (В.Г. Белинский. «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»; Д.Н. Овсянико-Куликовский. «Печорин»; Д.С. Мережковский. «Поэт сверхчеловечества»; Б.М. Эйхенбаум. «Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“»)

6

10 ч

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя: годы странствий, вехи религиозного поиска.

«Мёртвые души»

Из истории создания. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, народная. Чичиков как герой нового времени, его идейно-композиционное значение в поэме. Тема пошлости в произведении: образы помещиков. Групповой портрет чиновников: средства создания. Особенности стиля «Мёртвых душ». Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическим идеалом писателя. Своеобразие художественной манеры Гоголя: роль подробностей и художественных деталей, портретных зарисовок, речевых и авторских характеристик в раскрытии внутреннего мира героев. «Лирические отступления» в «Мёртвых душах». Образ автора. Взаимоотношения Павла Ивановича Чичикова и автора-повествователя в сюжете поэмы. Тема будущего Руси. Смысл названия поэмы и споры о жанре «Мёртвых душ»: роман или поэма?

Творческая работа. «Кто же едет в тройке? Кого везёт тройка-Русь?»

«Поэма Гоголя в русской критике» (В.Г. Белинский. «Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н. Гоголя»; Ю.В. Манн. «Поэтика Гоголя»; В.В. Набоков. «Николай Гоголь»; А. Белый. «Мастерство Гоголя»; В.В. Зеньковский. «Н.В. Гоголь»; В.В. Гиппиус. «Н.В. Гоголь»)

7

1 ч

Повторение. Романтизм и реализм. Особенности реалистической поэтики

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

Вечные образы в литературе — 8 ч

Задачи:

— знакомство с бытованием «вечных образов» в русской и мировой литературе;

— формирование умения сопоставлять произведения русской и мировой литературы (проблематика, система персонажей, этические ценности);

— восприятие русской литературы в контексте мировой.

Виды деятельности: чтение, рассказывание, интерпретация.

Связь с другими видами искусства: образ Гамлета на сцене и на экране. Экранизации трагедии «Гамлет» (режиссёр Г. Козинцев, 1964). Музыка Д.Д. Шостаковича. Современные постановки «Гамлета»

8

2 ч

М. де Сервантес Сааведра. Из биографии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Рыцарские романы во времена Сервантеса. Мечта Дон Кихота о Дульсинее Тобосской. Конфликт мечты и реальности в романе. Дон Кихот и Санчо Панса: взаимоотношения героев, их роль в композиции романа

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.

Выразительно читать наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приёмы изображения человека.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии

9

4 ч

У. Шекспир. Театр в жизни Шекспира.

«Гамлет»

Трагедия мести, перерастающая в трагедию личности. Напряжённая духовная жизнь героя-мыслителя. Целенаправленность мыслящей души и суетность времени. Трагический разрыв героя с близкими людьми, его одиночество

10

2 ч

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя.

«Гамлет и Дон-Кихот»

Два типа личности в истории человечества и в творчестве И.С. Тургенева. Пародийность и поэтичность в их обрисовке и восприятии.

«Гамлет Щигровского уезда»

История русского Гамлета, его психологические и исторические особенности

Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи и направления.

Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения

Литература конца XIX — начала ХХ в. — 14 ч

Задачи:

— формирование представлений об общественной роли литературы в России и о её значимости в становлении личности;

— воспитание эстетической восприимчивости и художественного вкуса;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: символ и символизм, футуризм, виды комического, верлибр.

Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, интерпретация, проект.

Понятия для изучения: символ и символизм, футуризм.

Связь между видами искусства: романсы на стихи А.А. Блока (музыка Ю.А. Борисова, А.Н. Вертинского) и С.А. Есенина. Графика В.В. Маяковского

11

3 ч

А.П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Крыжовник», «О любви»

Образы «футлярных людей». Психологическая мотивировка образов. Роль художественной детали. Тема любви в рассказах Чехова. Авторская позиция. Смысл финала произведений. Художественная роль пейзажа.

Жанрово-композиционные особенности чеховских рассказов. Новаторство Чехова в жанре рассказа.

Роль художественной детали. Лаконизм и выразительность языка

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.П. Чехова.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений

12

3 ч

М. Горький. Жизнь и творчество: странствия на рубеже веков. «Челкаш»

Сильный человек вне общества. Широта души, стремление   к воле. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения. Символический образ моря в рассказе

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта

13

3 ч

А.А. Блок. Жизнь и творчество поэта. Из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с Тобою встречаться…» и другие по выбору учителя)

Теория «Вечной Женственности» В.С. Соловьёва и её отражение в ранней лирике Блока. Тематическая и композиционная завершённость цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Символические и реалистические детали в стихотворениях. Символика цвета. Музыкальность блоковского стиха

Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

Готовить устные сообщения об основных модернистских течениях в русской литературе начала XX в. (символизм, акмеизм, футуризм), проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе

14

3 ч

С.А. Есенин. Жизнь и творчество.

«Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «Запели тёсаные дроги…», «Зелёная причёска…» и другие по выбору учителя

Лирический герой и мир природы. Особенности поэтики Есенина. Напевность стиха. Своеобразие метафор. Олицетворение как характерный художественный приём. Фольклорные мотивы и образы в поэзии С.А. Есенина

15

2 ч

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.

Из ранней лирики. «Нате!», «Кофта фата», «Дешёвая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям» и другие по выбору учителя

Гуманистический пафос лирики. Противопоставление лирического героя толпе обывателей. «Пощёчина общественному вкусу». Вызов общественному вкусу как основа эстетики футуризма. Традиции и новаторство Маяковского в ранней лирике. Словотворчество и яркая метафоричность. Своеобразие ритмики и рифмы в стихотворениях

Из русской и зарубежной литературы ХХ в. — 14 ч

Повторение: виды комического.

Виды деятельности: чтение, интерпретация.

Понятия для изучения: литературная антиутопия, верлибр, герой-праведник.

Связь между видами искусства: экранизация повести «Собачье сердце» (режиссёр В. Бортко, 1988)

16

3 ч

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество писателя. «Собачье сердце»

Идея переделки человеческой природы. Образ «грядущего хама» (Д.С. Мережковский): Шариков и Швондер. Сатирическое изображение действительности. Открытый финал произведения           

Давать общую характеристику художественного мира произведения. Определять тип конфликта в произведении и основные стадии его развития.

Писать аналитическое сочинение литературоведческой направленности

17

3 ч

А. Камю. Из биографии. Афоризмы Камю.

Роман «Посторонний»

История создания и проблематика. Суд над Мерсо. Загадка Мерсо. Значение романа. Понятие об экзистенциализме

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи

18

3 ч

Дж. Оруэлл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла.

Роман «1984»

Проблематика и жанровые особенности. Государство Океания, политические и нравственные принципы его граждан. Судьбы главных героев

Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.)

19

1 ч

Г.Н. Айги. Лирика разных жанров.

Традиции жанров восточной поэзии в творчестве русских поэтов.

«Ходьба-прощанье…», «Вершины берёз — с детства…», «Сад —грусть…», «Образ — в праздник»

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений литературы народов России.

Характеризовать героя литературы народов России.

Выявлять характерные для произведений литературы народов России темы, образы и приёмы изображения человека

20

4 ч

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор».

Тема праведничества в рассказе. Образ Матрёны.

Авторская позиция. Проблема названия: первоначальное — «Не стоит село без праведника» или окончательное — «Матрёнин двор»? Судьба Матрёны. Литературные корни образа Матрёны.

Образ рассказчика — учителя Игнатича. Особенности сказа в «Матрёнином дворе». Язык и стиль рассказа. Принцип «жить не по лжи»

Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа

21

28 ч

Повторение и обобщение изученного в 5–9 классах, подготовка к сдаче ГИА — 28 ч

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу.

Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, поисковыми системами в Интернете.

Писать контрольное сочинение

 

 

Рекомендации для самостоятельного чтения

 

Русская литература

В.П. Аксёнов. «Звёздный билет», «На полпути к Луне»

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Звездопад», «Где-то гремит война»

К.Н. Батюшков. Стихотворения

Ю.В. Бондарев. «Берег»

И.А. Бунин. Цикл «Тёмные аллеи»

Б.Л. Васильев. «В списках не значился»

К.Д. Воробьёв. «Убиты под Москвой», «Крик»

А.Т. Гладилин. «Бригантина поднимает паруса»

Н.В. Гоголь. «Миргород»

В.С. Гроссман. «Всё течёт»

В.Д. Дудинцев. «Белые одежды»

А.В. Жигулин. «Чёрные камни»

А.И. Куприн. Рассказы

В.К. Кюхельбекер. Стихотворения

В.В. Маяковский. «Сергею Есенину»

Ю.М. Поляков. «Работа над ошибками»

А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая…», «Кукушата»

В.Г. Распутин. «Последний срок»

Л.Н. Толстой. «Люцерн»

И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо»

В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы»

К.Г. Шахназаров. «Курьер»

 

Зарубежная литература

Дж.Г. Байрон. «Гяур», «Каин»

О. Бальзак. «Гобсек», «Отец Горио»

Б. Брехт. «Жизнь Галилея»

Ш. Бронте. «Джейн Эйр»

Э.Л. Войнич. «Овод»

К. Гамсун. «Пан», «Виктория»

О. Генри. Новеллы

Х. Ибсен. «Нора»

Дж. Лондон. «Мартин Иден», «Маленькая хозяйка большого дома»

П. Мериме. «Кармен»

Э.А. По. Новеллы

Б. Прус. «Фараон»

Э.М. Ремарк. «Три товарища»

А. Стендаль. «Пармская обитель»

Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол»

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Педагогическая планета
  • МАОУ СОШ №30
  • РЦРО
  • ИМЦ
  • ТОИПКРО
  • Сайт о погоде
  • Главный городской портал
  • Copyright MyCorp © 2024