Суббота, 04.05.2024, 07:23
Сайт Русанжик Марины Анатольевны
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический семинар

«Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности» (слайд 1)

 

         Большое влияние на совершенствование всей системы образования в России оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. 

         Следовательно, главная задача современного обучения – не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, к формированию ключевых компетенций, подготовить его к обучению, которое будет проходить через всю жизнь.   

         Новые образовательные стандарты позволяют развивать обучающихся через оптимальное сочетание основного,  дополнительного и индивидуального образования, что в итоге должно способствовать саморазвитию обучающихся, их   активной учебно-познавательной деятельности, а также  построению образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

         Цель современной системы образования по ФГОС – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, повышение качества образования.

         Считаю, что обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению, поскольку именно он строится на принципах: чему учить? и как учить?(слайд 2)

        Важным условием повышения качества образования, по моему мнению, является также внедрение в образовании компетентностного подхода, который  основывается на  принципе: образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития обучающегося. (слайд 3)

         Цель моей педагогической деятельности по внедрению компетентностного подхода -  создание условий для формирования познавательной компетенции обучающихся посредством урочной и внеурочной деятельности. (слайд 4)

          Для достижения поставленной цели необходимо решать конкретные задачи:

  • способствовать развитию самостоятельной работы, организованной в соответствии с личным интересом каждого обучающегося;
  • создавать атмосферу творческого поиска обучающихся на уроках русского языка и литературы;
  • стимулировать рост познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. (слайд 5)

         Реализацию этих задач помогает осуществить следующий   педагогический инструментарий: использование на практике активных и интерактивных методов и приемов обучения, различные  подходы в обучении, разнообразные по типу формы уроков, проектно-исследовательская деятельность, научное общество учащихся (НОУ),  лингвистические и литературные (предметые) игры. (слайд 6)    

                  Реализуя деятельностный подход в своей педагогической практике, формирую у обучающихся на учебных занятиях следующие навыки:

  • ставить цель и организовывать ее достижение;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

        Деятельностный подход положен в основу практико-ориентированного обучения, то есть такого вида обучения, целью которого является формирование у обучающихся умений и понимания того, где, как и для чего полученные знания применяются на практике.

        Практико-ориентированное обучение мне, как учителю-предметнику, помогает раскрывать связи между полученными знаниями и повседневной жизнью людей.

         Для формирования познавательной компетенции стараюсь организовать образовательный процесс таким образом, чтобы учебный материал становился предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого. (слайд 7)

        Каждый из нас (и не только учитель русского языка) знает, как сложна для понимания тема «Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных». Но все становится понятней, а главное, интересней, если вместо привычных «разбираемых» на уроке словосочетаний  их вдруг… можно «найти» в корзинке. Да! В самой настоящей потребительской корзине! Самостоятельно выискивая нужные словосочетания на этикетках различных товаров с магазинных прилавков, дети не только учатся «видеть» их, объяснять правописание, находить ошибки на этикетках, но и осуществляют самостоятельный поиск.

 

         Предлагаю обучающимся на уроках различные творческие упражнения,  при  выполнении  которых они создают новые образы, прогнозируют возможные события, дополняют характеристики,  описания,  меняют что-либо в  соответствии  со  своими творческими замыслами, то есть создают новое качество образования, развивая познавательные компетенции.  Приведу варианты таких упражнений, вопросов, предлагаемых обучающимся на уроках литературы, которые дают возможность выбрать задание по силам, интересам. Например, «Вы  только что пережили то,  что пережил герой художественного произведения: (слайд 8)

  • расскажите об этом в своем дневнике, в письме к другу, репортаже;
  • задайте риторические вопросы к конкретному эпизоду;
  •  напишите, что могло бы произойти, если бы...;
  •  задайте несколько вопросов автору (герою);
  •  в 25-30  словах  напишите  внутренний  монолог  героя  по поводу случившегося.

        После глубокого изучения и применения на практике технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)  пришла к выводу, что это одна из интересных и результативных современных технологий в сфере образования, позволяющая вырабатывать ключевые компетенции. (слайд 9)

        Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках литературы и русского языка, способствует выработке у них навыков анализа текста и развития эмоциональной восприимчивости.

        Стоит также отметить, что главная ценность технологии  РКМЧП заключается в том, что она позволяет перевести процесс обучения из знаниевой парадигмы в компетентностную, а значит,  формирует целый ряд практических умений.

        В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех стадий: стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии.

        В своей педагогической практике использую различные приемы  и методы, свойственные данной технологии и позволяющие конструировать каждый новый урок, не похожий на предыдущий: «корзина» идей, понятий, имен; составление кластера; учебный мозговой штурм; пометки на полях (инсерт);  чтение с остановками; перепутанные логические цепочки; игры «Верю – не верю», «Да – нет», «Ассоциации»; «толстые» и «тонкие» вопросы; составление синквейна.

(слайд 10)

       Приемы   технологии РКМЧП, активно внедряемые в моей практической деятельности, показывают, как возрастают способности обучающихся: развиваются   умения   воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию, размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. (слайд 11)

       Приведу пример с урока литературы в 6 классе. При изучении фрагмента повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая» на стадии вызова обращаюсь к  обучающимся с вопросами, чтобы подготовить их к личностному восприятию произведения:

  • Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти?
  • Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти?
  • Не было ли у вас желания простить, понять человека, который вас обидел?

         Затем провожу прогнозирование по названию:

  • Как вы думаете, о чём отрывок?

          Данный приём повышает не только интерес к чтению, но и акцентирует внимание на такой детали, как название.

         При работе с художественным текстом на стадии осмысления реализуется схема «вызов - осмысление – размышление». Обучающиеся работают по заданному алгоритму:

  • чтение текста «от остановки до остановки»;
  • вопрос-прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
  • ответ-предположение, его обоснование.

          Каково бывает удивление ребят, когда их предположения совпадают с текстом автора, что побуждает к диалогу и, что очень важно,  к дальнейшему чтению, к расширению списка прочитанных произведений. На стадии рефлексии проводится групповая творческая работа или эссе по впечатлениям.

         Считаю, что еще одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности, а также формированию универсальных учебных действий, является создание проблемных ситуаций на уроке, поэтому активно использую в своей педагогической практике технологию проблемного диалога, разработанную Е.Л. Мельниковой. (слайд 12)

         Данная технология позволяет мне   создавать  условия, для того чтобы обучающийся сам добывал знания, учился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Применяю технологию проблемного диалога на любой ступени обучения. Она дает мне широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения. Благодаря ей, обучающийся на уроке формулирует проблему. А я создаю для этого условия. И делаю это с помощью одного из диалогов: побуждающего (вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы) либо подводящего (цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем).

          Подобные уроки, на которых дети самостоятельно добывают знания, сопоставляют собственный опыт с изученным материалом, позволили мне выйти с обучающимися на проектно-исследовательскую деятельность. Небольшие мини-исследования, проведенные детьми в ходе подготовки к урокам или в самостоятельной работе,  стали постепенно складываться в целые проекты. Такая деятельность помогла обучающимся «шагнуть» за рамки предмета. (слайд 13)

         Благодаря такой системной внеурочной деятельности, количество обучающихся, участвующих в проектно-исследовательской деятельности, увеличивается из года в год.

         Считаю, что в основе проектно-исследовательской деятельности лежит развитие познавательных компетенций школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

          Владение современными образовательными технологиями помогает мне, как педагогу, избежать стереотипности и монотонности процесса обучения. Мои уроки различны по форме проведения: урок-семинар, урок-зачёт, урок-сказка, урок-концерт, урок-путешествие, интеграция уроков русского языка и литературы с другими предметами.

         Увлекательным и познавательным получился предложенный детьми интегрированный урок литературы и русского языка, проведенный в содружестве с учителями технологии и музыки. Устное народное творчество тесно переплетается с народными традициями кухни, песенного творчества, поэтому Колядки под песни и частушки проходили наряду с выпеканием блинов,  рецепт которых был составлен обучающимися на уроках русского языка при изучении темы «Глаголы повелительного наклонения».

       Активная, интересная обучающимся  деятельность на уроке привела их  к не менее активной внеурочной деятельности. В школе создано  и результативно работает в течение 8 лет научное общество учащихся «Знатоки». Ребята регулярно проводят заседания клуба, участвуют в разработке и проведении интеллектуальных игр «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», в выпуске стенгазет, в ежегодном проведении конференций. (слайды 14, 15)

          Наш совместный с детьми опыт находит отклик и среди педагогической общественности. С гордостью могу рассказать о предметной игре «Волшебная сила слова», автором-разработчиком которой являюсь. Авторский педагогический проект  стал уже популярен среди обучающихся и педагогов-филологов г. Томска. С удовольствием я рассказывала об этом педагогическом опыте и на Всероссийском вебинаре, организованном Академлицеем, и на педагогической конференции в г. Санкт-Петербурге. Интересно, что банк заданий для игры из года в год помогают формировать не только мои коллеги, но и обучающиеся, которые принимают самое активное участие в подготовке и проведении этих игр.  (слайд 16)

         Таким образом, познавательную активность школьников формирую посредством  создания педагогических условий, способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса за счет разнообразия форм, методов, средств обучения и выбора их взаимодействия и сочетания. (слайд 17)

         Формирование познавательной компетенции способствует освоению ряда других ключевых компетенций и готовит обучающихся к успешной социализации и самореализации в условиях современного мира. (слайд 18)

         Синтез вышеназванных педагогических подходов, технологий, методов и приемов позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся и повышать качество знаний по предмету.

         Анализируя результаты своего педагогического труда, убеждаюсь, что обучающиеся стали активнее принимать участие во внеурочной деятельности: конференциях, различных конкурсах,  дистанционных олимпиадах. (слайд 19)

          Мониторинги, которые проводятся систематически, позволяют сделать вывод о результативности разработанной и внедряемой в практику моей работы методической системы «Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности», подтверждая, что я на правильном пути. (слайд 20)

 

Презентация

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Педагогическая планета
  • МАОУ СОШ №30
  • РЦРО
  • ИМЦ
  • ТОИПКРО
  • Сайт о погоде
  • Главный городской портал
  • Copyright MyCorp © 2024