Пятница, 03.05.2024, 19:48
Сайт Русанжик Марины Анатольевны
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Примерное тематическое

планирование

 

5 класс

(3 ч в неделю, всего 105 ч)

 

Ведущая тема: художественный вымысел, событие и сюжет

 

№ п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Фольклор — 9 ч, мифология — 5 ч

Задачи:

— приобщение к русскому народному творчеству;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: загадки, пословицы, поговорки, сравнение и олицетворение.

Виды деятельности: чтение, рассказывание, обсуждение.

Понятия для изучения: фольклор, жанр, миф, олицетворение, пословицы, поговорки, загадки, сравнение, метафора, сказка, зачин, концовка, сюжет, событие — элемент сюжета, сюжет и его отличие от фабулы, повторяющиеся события в сказках.

Имена для ознакомления: В.И. Даль, братья Гримм, А.Н. Афанасьев.

Интернет: знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения

1

2 ч

Малые жанры фольклора.

Пословицы, поговорки, загадки

Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях

Различать пословицы и поговорки. Использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях

2

4 ч

Русские народные сказки

(повторение изученного в начальной школе)

Волшебные сказки

«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)

Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.

Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Инсценировать одну из сказок о животных. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы)

3

3 ч

Бытовые сказки

«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)

Сказки о животных

«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)

Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки. Животные как воплощение отдельных человеческих качеств

4

5 ч

Античная мифология

Боги свои и чужие. Боги и герои

Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

Басни — 6 ч

Задачи:

— активизация аллегорического восприятия текста;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: аллегория, аллегорический сюжет, басня, «эзопов (эзоповский) язык».

Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, выразительное чтение, инсценирование.

Понятия для изучения: басня, мораль в басне, «эзопов (эзоповский) язык», аллегория.

Имена для ознакомления: И.А. Крылов, Лафонтен, Эзоп

5

6 ч

И.А. Крылов — баснописец

Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя)

Жанр басни, его исторические корни. Сказки и басни.

Сюжет в баснях. Мораль в баснях. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен

Выразительно читать басни. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И.А. Крылова

Литературные сказки: от классики к современности — 22 ч

Задачи: усвоение и активизация литературоведческих терминов: художественный вымысел, сказка фольклорная, сказка литературная.

Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть, выразительное чтение.

Понятия для изучения: художественный вымысел, сказка фольклорная и сказка литературная, сказка-быль, сказ

6

7 ч

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)

«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Проводить диспут. Учить наизусть одно из авторских отступлений

7

5 ч

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»

Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека

Оценивать выразительность художественного языка автора. Определять главную идею произведения и показывать особенности её проявления  в литературной сказке

8

3 ч

П.П. Бажов. «Синюшкин колодец»

Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств

Подобрать материалы для биографии с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

9

3 ч

А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль)

Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения

10

4 ч

В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»

Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?

Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения. Писать сочинение на заданную тему («Образ зеркала в народных и литературных сказках»)

 

От сказки — к фантастике — 5 ч

Задачи: усвоение и активизация литературоведческих понятий: время в сказке, фантастика и сказка.

Виды деятельности: чтение и рассказывание.

Понятия для изучения: время в сказке, фантастика и сказка

11

5 ч

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Утраты и приобретения героев, ищущих потерянное время

Пересказывать литературное произведение. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме

Среди ровесников — 37 ч

Задачи:

— приобщение к национальным традициям и обычаям, к семейным ценностям;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: главный герой, тема и идея, юмор в литературе, комическое.

Виды деятельности: чтение и рассказывание, заучивание наизусть.

Понятия для изучения: тема и идея произведения, главный герой, комическое в литературе, юмор, эпитет, рассказ как литературный жанр, рассказ от первого лица, понятие о пейзаже

12

3 ч

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей, многоголосие стихотворения. Авторские размышления о радостях и горестях детей. Тревога и боль автора за судьбу русского народа

Выразительно читать стихотворение. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции

13

5 ч

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)

Проделки Тома Сойера. Том Сойер и окружающие его люди. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.

Писать сочинение-размышление

14

4 ч

В.Г. Короленко. «Слепой музыкант»

Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера

Определять основные линии сюжета повести. Показывать, с помощью каких художественных средств формируется образ главного героя. Писать сочинение-описание

15

3 ч

И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа)

Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

16

4 ч

М. Карим. «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)

Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести

Читать избранные главы и составлять сюжетный план, используя цитаты — ключевые словосочетания — в качестве пунктов плана

17

4 ч

Ю.П. Казаков. «Тихое утро»

Два мальчика — два разных жизненных опыта, два разных характера. Испытание Яшки критической ситуацией — основное сюжетное событие. Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений  конкретного писателя

18

4 ч

Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)

Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: реальных и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений

19

4 ч

С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика»

История глазами ребёнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта

20

4 ч

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Приключенческая основа рассказа

Писать сочинение-повествование. Использовать в письменном тексте изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры)

21

2 ч

Ф.А. Искандер. «Мальчик и война»

Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.

Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества?

Мир детства и мир взрослых в художественной литературе

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Писать сочинение-размышление на заданную тему («Стал ли человек добрее за историю человечества?»)

Наедине с поэтом. Стихи о природе — 16 ч

Задачи: усвоение и активизация литературоведческих терминов: интонация, эпитет, ритм, рифма, олицетворение, сравнение.

Виды деятельности: чтение и интерпретация, заучивание наизусть.

Понятие для изучения: особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме и рифме.

Повторение и обобщение: эпитет, олицетворение, сравнение.

Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв.

22

2 ч

А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»

Выявлять признаки лирического рода литературного произведения.

Учить наизусть стихотворение («Зимнее утро»), при чтении обращать внимание на художественные средства живописного описания окружающего мира.

Внимательно читать стихотворения. Находить олицетворения, противопоставления и эпитеты в стихотворениях. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэтов (Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова и др.).

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя

23

2 ч

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…»

24

2 ч

А.А. Фет. «Осенняя роза»

25

2 ч

Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный…»

26

2 ч

С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…».

О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…»

27

2 ч

Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»

28

2 ч

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»

29

2 ч

Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»

Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв. Настроение автора, средства его выражения

30

5 ч

Повторение и обобщение изученного в 5 классе — 5 ч        

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения.

Писать контрольное сочинение

 

Рекомендации для самостоятельного чтения

 

Русская литература

П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»

В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»

А.Н. Толстой. «Приключения Буратино»

 

Зарубежная литература

В. Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце»

А. Дюма. «Три мушкетёра»

Дж.Р. Киплинг. «Маугли»

Дж.Ф. Купер. «Зверобой»

А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все…»

Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»

 

 

6 класс

(3 ч в неделю, всего 105 ч)

 

Ведущая тема: от истоков литературы — к литературным жанрам

 

№ п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

2 ч

Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды)

Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении

Фольклор — 11 ч

Задачи:

— приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: былина, сказка, предание, легенда.

Виды деятельности: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование.

Понятия для изучения: понятие об эпосе, былина как жанр фольклора, гипербола, героический эпос и рыцарский роман, лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях, звукопись

2

3 ч

Героический эпос. Былина.

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий

Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера.

Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе.

Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).

Выявлять особенности героического эпоса других народов.

Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного

 

3

2 ч

Героическое сказание.

Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты)

Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа.

Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты

4

3 ч

Рыцарская героическая поэма.

«Песнь о Роланде» (фрагменты)

Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу родины и короля

5

3 ч

Русские народные песни.

Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях) — по выбору учителя.

Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.

Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да споблекли…», «Породила меня маменька…» и др.) — по выбору учителя.

Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни.

Развитие фольклорных жанров в литературе — 18 ч.

Баллада — 5 ч

Задачи:

— эмоциональное развитие на материале «романтики ужасов», приобщение к историческим сюжетам;

— усвоение и активизация литературоведческого термина «баллада».

Вид деятельности:  сопоставление литературных произведений.

Повторение: былина, песня, баллада, сказка.

Понятия для изучения: жанровые особенности баллады, сюжет в балладе

6

2 ч

В.А. Жуковский. «Лесной царь»

Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.

Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение?

Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя.

Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения.  Письменно оформлять результаты выступления.

Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики.

Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы

7

3 ч

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»

Исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики.

Повторение: былина — песня — баллада — сказка

Литературная сказка — 12 ч

Задачи: повторение литературоведческих терминов: литературная сказка, аллегория, олицетворение.

Виды деятельности: чтение, рассказывание, интерпретация.

Повторение: аллегория, олицетворение

8

3 ч

А.Н. Островский. «Снегурочка»

Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке

Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.

Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной

9

3 ч

В.М. Гаршин. «Attalea prinsceps»

Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки

10

3 ч

В.А. Каверин. «Лёгкие шаги»

Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания

11

3 ч

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (фрагменты)

Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения

Литературная песня — 1 ч

Задачи:

— приобщение к традициям народной культуры;

— усвоение и активизация литературоведческого термина «литературная песня».

Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, рисование словесных картин.

Понятия для изучения: песня народная и литературная

12

1 ч

А.В. Кольцов. «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Русская песня»

Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини

Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики

Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив  — 10 ч

Задачи:

— расширение пространственно-географических представлений;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: жанр путешествия, детектив.

Виды деятельности: чтение и интерпретация.

Понятия для изучения: жанр путешествия, понятие о детективном жанре.

Связь между видами искусства: воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.-С. Баха, И. Брамса, Э. Грига; художественные фильмы «Алые паруса» (режиссёр А. Птушко, 1961), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (режиссёр С. Говорухин, 1972)

13

4 ч

Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя)

Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека

Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).

Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.

Писать сочинение

14

4 ч

А.С. Грин. «Алые паруса»

Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём    

15

2 ч

Э.А. По. «Золотой жук»

Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив

Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества — 14 ч

Задачи:

— воспитание любви к природе;

— усвоение и активизация литературоведческого термина «лирический герой».

Виды деятельности: поиск материалов на литературных сайтах.

Повторение: пейзаж.

Понятия для изучения: лирический герой в стихотворении. Автор и пейзаж в лирике.

Интернет: знакомство с детскими литературными сайтами, составление списка любимых сайтов

16

2 ч

А.С. Пушкин. «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения.

Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики

17

2 ч

Е.А. Боратынский. «Водопад»

18

2 ч

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

19

2 ч

С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...»

20

2 ч

Б.Л. Пастернак. «Снег идёт». Д.С. Самойлов. «Перед снегом».

Е.А. Евтушенко.  «Идут белые снеги…».

Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус»

Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении,  особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.

Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их симво­лика

21

2 ч

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно

22

2 ч

М.B. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...».

В.Ф. Ходасевич. «Поэту»

Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества

Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта

Страницы классики — 18 ч

Задачи:

— приобщение к национальной истории;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: конфликт, развитие сюжета, роль детали, понятие о пафосе.

Виды деятельности: чтение и интерпретация.

Понятия для изучения: конфликт, движение сюжета, деталь, рассказчик, пафос, сатира, характеристика персонажа.

Связь между видами искусства: музыка Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Экранизации повестей «Метель» (режиссёр П. Фоменко, 1984) и «Выстрел» (режиссёр П. Фоменко, 1981). Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр А. Роу, 1961)

23

6 ч

А.С. Пушкин. «Повести Белкина»

Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»).

«Выстрел» или «Метель» (по выбору учителя)

«Выстрел»

Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своё достоинство? Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа. Поведение человека чести перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле».

Тема для обсуждения. Человек в противостоянии своей судьбе.

«Метель»

Привязанность Марии Гавриловны к Владимиру: искреннее чувство или подражание любовным романам? Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Авантюрный сюжет.

Бурмин и Мария Гавриловна. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя.

Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа

 

24

3 ч

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).

Историческая основа стихотворения.

Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Роль эпитета в поэтическо

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Педагогическая планета
  • МАОУ СОШ №30
  • РЦРО
  • ИМЦ
  • ТОИПКРО
  • Сайт о погоде
  • Главный городской портал
  • Copyright MyCorp © 2024