Примерное тематическое
планирование
5 класс
(3 ч в неделю, всего 105 ч)
Ведущая тема: художественный вымысел, событие и сюжет
№ п/п
|
Количество
часов
|
Содержание обучения
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
|
Фольклор — 9 ч, мифология — 5 ч
Задачи:
— приобщение к русскому народному творчеству;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: загадки, пословицы, поговорки, сравнение и олицетворение.
Виды деятельности: чтение, рассказывание, обсуждение.
Понятия для изучения: фольклор, жанр, миф, олицетворение, пословицы, поговорки, загадки, сравнение, метафора, сказка, зачин, концовка, сюжет, событие — элемент сюжета, сюжет и его отличие от фабулы, повторяющиеся события в сказках.
Имена для ознакомления: В.И. Даль, братья Гримм, А.Н. Афанасьев.
Интернет: знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения
|
1
|
2 ч
|
Малые жанры фольклора.
Пословицы, поговорки, загадки
Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях
|
Различать пословицы и поговорки. Использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях
|
2
|
4 ч
|
Русские народные сказки
(повторение изученного в начальной школе)
Волшебные сказки
«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)
|
Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.
Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Инсценировать одну из сказок о животных. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы)
|
3
|
3 ч
|
Бытовые сказки
«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)
Сказки о животных
«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)
Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки. Животные как воплощение отдельных человеческих качеств
|
4
|
5 ч
|
Античная мифология
Боги свои и чужие. Боги и герои
|
Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение
|
Басни — 6 ч
Задачи:
— активизация аллегорического восприятия текста;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: аллегория, аллегорический сюжет, басня, «эзопов (эзоповский) язык».
Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, выразительное чтение, инсценирование.
Понятия для изучения: басня, мораль в басне, «эзопов (эзоповский) язык», аллегория.
Имена для ознакомления: И.А. Крылов, Лафонтен, Эзоп
|
5
|
6 ч
|
И.А. Крылов — баснописец
Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя)
Жанр басни, его исторические корни. Сказки и басни.
Сюжет в баснях. Мораль в баснях. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен
|
Выразительно читать басни. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.
Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И.А. Крылова
|
Литературные сказки: от классики к современности — 22 ч
Задачи: усвоение и активизация литературоведческих терминов: художественный вымысел, сказка фольклорная, сказка литературная.
Виды деятельности: чтение и заучивание наизусть, выразительное чтение.
Понятия для изучения: художественный вымысел, сказка фольклорная и сказка литературная, сказка-быль, сказ
|
6
|
7 ч
|
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)
«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий
|
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Проводить диспут. Учить наизусть одно из авторских отступлений
|
7
|
5 ч
|
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»
Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека
|
Оценивать выразительность художественного языка автора. Определять главную идею произведения и показывать особенности её проявления в литературной сказке
|
8
|
3 ч
|
П.П. Бажов. «Синюшкин колодец»
Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств
|
Подобрать материалы для биографии с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
|
9
|
3 ч
|
А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль)
Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования
|
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения
|
10
|
4 ч
|
В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»
Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?
Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?
|
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения. Писать сочинение на заданную тему («Образ зеркала в народных и литературных сказках»)
|
От сказки — к фантастике — 5 ч
Задачи: усвоение и активизация литературоведческих понятий: время в сказке, фантастика и сказка.
Виды деятельности: чтение и рассказывание.
Понятия для изучения: время в сказке, фантастика и сказка
|
11
|
5 ч
|
Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Утраты и приобретения героев, ищущих потерянное время
|
Пересказывать литературное произведение. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме
|
Среди ровесников — 37 ч
Задачи:
— приобщение к национальным традициям и обычаям, к семейным ценностям;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: главный герой, тема и идея, юмор в литературе, комическое.
Виды деятельности: чтение и рассказывание, заучивание наизусть.
Понятия для изучения: тема и идея произведения, главный герой, комическое в литературе, юмор, эпитет, рассказ как литературный жанр, рассказ от первого лица, понятие о пейзаже
|
12
|
3 ч
|
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»
Образы крестьянских детей, многоголосие стихотворения. Авторские размышления о радостях и горестях детей. Тревога и боль автора за судьбу русского народа
|
Выразительно читать стихотворение. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции
|
13
|
5 ч
|
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)
Проделки Тома Сойера. Том Сойер и окружающие его люди. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев
|
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.
Писать сочинение-размышление
|
14
|
4 ч
|
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант»
Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера
|
Определять основные линии сюжета повести. Показывать, с помощью каких художественных средств формируется образ главного героя. Писать сочинение-описание
|
15
|
3 ч
|
И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа)
Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции
|
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
|
16
|
4 ч
|
М. Карим. «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)
Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести
|
Читать избранные главы и составлять сюжетный план, используя цитаты — ключевые словосочетания — в качестве пунктов плана
|
17
|
4 ч
|
Ю.П. Казаков. «Тихое утро»
Два мальчика — два разных жизненных опыта, два разных характера. Испытание Яшки критической ситуацией — основное сюжетное событие. Юмор в рассказе. Стилистическая роль пейзажа
|
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя
|
18
|
4 ч
|
Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)
Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: реальных и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении
|
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений
|
19
|
4 ч
|
С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика»
История глазами ребёнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести
|
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта
|
20
|
4 ч
|
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Приключенческая основа рассказа
|
Писать сочинение-повествование. Использовать в письменном тексте изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры)
|
21
|
2 ч
|
Ф.А. Искандер. «Мальчик и война»
Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.
Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества?
Мир детства и мир взрослых в художественной литературе
|
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Писать сочинение-размышление на заданную тему («Стал ли человек добрее за историю человечества?»)
|
Наедине с поэтом. Стихи о природе — 16 ч
Задачи: усвоение и активизация литературоведческих терминов: интонация, эпитет, ритм, рифма, олицетворение, сравнение.
Виды деятельности: чтение и интерпретация, заучивание наизусть.
Понятие для изучения: особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме и рифме.
Повторение и обобщение: эпитет, олицетворение, сравнение.
Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв.
|
22
|
2 ч
|
А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»
|
Выявлять признаки лирического рода литературного произведения.
Учить наизусть стихотворение («Зимнее утро»), при чтении обращать внимание на художественные средства живописного описания окружающего мира.
Внимательно читать стихотворения. Находить олицетворения, противопоставления и эпитеты в стихотворениях. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэтов (Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова и др.).
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя
|
23
|
2 ч
|
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…»
|
24
|
2 ч
|
А.А. Фет. «Осенняя роза»
|
25
|
2 ч
|
Н.М. Бараташвили. «Цвет небесный…»
|
26
|
2 ч
|
С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…».
О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…»
|
27
|
2 ч
|
Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»
|
28
|
2 ч
|
Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»
|
29
|
2 ч
|
Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»
Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв. Настроение автора, средства его выражения
|
30
|
5 ч
|
Повторение и обобщение изученного в 5 классе — 5 ч
|
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения.
Писать контрольное сочинение
|
Рекомендации для самостоятельного чтения
Русская литература
П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»
В.П. Крапивин. «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками»
А.Н. Толстой. «Приключения Буратино»
Зарубежная литература
В. Гауф. «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце»
А. Дюма. «Три мушкетёра»
Дж.Р. Киплинг. «Маугли»
Дж.Ф. Купер. «Зверобой»
А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все…»
Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»
6 класс
(3 ч в неделю, всего 105 ч)
Ведущая тема: от истоков литературы — к литературным жанрам
№ п/п
|
Количество
часов
|
Содержание обучения
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
|
1
|
2 ч
|
Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды)
|
Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении
|
Фольклор — 11 ч
Задачи:
— приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: былина, сказка, предание, легенда.
Виды деятельности: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование.
Понятия для изучения: понятие об эпосе, былина как жанр фольклора, гипербола, героический эпос и рыцарский роман, лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях, звукопись
|
2
|
3 ч
|
Героический эпос. Былина.
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий
|
Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера.
Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе.
Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).
Выявлять особенности героического эпоса других народов.
Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.
Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного
|
3
|
2 ч
|
Героическое сказание.
Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты)
Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа.
Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты
|
4
|
3 ч
|
Рыцарская героическая поэма.
«Песнь о Роланде» (фрагменты)
Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу родины и короля
|
5
|
3 ч
|
Русские народные песни.
Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях) — по выбору учителя.
Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.
Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да споблекли…», «Породила меня маменька…» и др.) — по выбору учителя.
Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни.
|
Развитие фольклорных жанров в литературе — 18 ч.
Баллада — 5 ч
Задачи:
— эмоциональное развитие на материале «романтики ужасов», приобщение к историческим сюжетам;
— усвоение и активизация литературоведческого термина «баллада».
Вид деятельности: сопоставление литературных произведений.
Повторение: былина, песня, баллада, сказка.
Понятия для изучения: жанровые особенности баллады, сюжет в балладе
|
6
|
2 ч
|
В.А. Жуковский. «Лесной царь»
Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.
Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение?
|
Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя.
Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения. Письменно оформлять результаты выступления.
Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики.
Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы
|
7
|
3 ч
|
А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»
Исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики.
Повторение: былина — песня — баллада — сказка
|
Литературная сказка — 12 ч
Задачи: повторение литературоведческих терминов: литературная сказка, аллегория, олицетворение.
Виды деятельности: чтение, рассказывание, интерпретация.
Повторение: аллегория, олицетворение
|
8
|
3 ч
|
А.Н. Островский. «Снегурочка»
Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке
|
Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.
Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной
|
9
|
3 ч
|
В.М. Гаршин. «Attalea prinsceps»
Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки
|
10
|
3 ч
|
В.А. Каверин. «Лёгкие шаги»
Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания
|
11
|
3 ч
|
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (фрагменты)
Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения
|
Литературная песня — 1 ч
Задачи:
— приобщение к традициям народной культуры;
— усвоение и активизация литературоведческого термина «литературная песня».
Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, рисование словесных картин.
Понятия для изучения: песня народная и литературная
|
12
|
1 ч
|
А.В. Кольцов. «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Русская песня»
Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини
|
Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики
|
Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив — 10 ч
Задачи:
— расширение пространственно-географических представлений;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: жанр путешествия, детектив.
Виды деятельности: чтение и интерпретация.
Понятия для изучения: жанр путешествия, понятие о детективном жанре.
Связь между видами искусства: воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.-С. Баха, И. Брамса, Э. Грига; художественные фильмы «Алые паруса» (режиссёр А. Птушко, 1961), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (режиссёр С. Говорухин, 1972)
|
13
|
4 ч
|
Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя)
Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека
|
Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).
Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.
Писать сочинение
|
14
|
4 ч
|
А.С. Грин. «Алые паруса»
Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём
|
15
|
2 ч
|
Э.А. По. «Золотой жук»
Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив
|
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества — 14 ч
Задачи:
— воспитание любви к природе;
— усвоение и активизация литературоведческого термина «лирический герой».
Виды деятельности: поиск материалов на литературных сайтах.
Повторение: пейзаж.
Понятия для изучения: лирический герой в стихотворении. Автор и пейзаж в лирике.
Интернет: знакомство с детскими литературными сайтами, составление списка любимых сайтов
|
16
|
2 ч
|
А.С. Пушкин. «Узник», «Зимняя дорога», «Туча»
|
Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения.
Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики
|
17
|
2 ч
|
Е.А. Боратынский. «Водопад»
|
18
|
2 ч
|
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
|
19
|
2 ч
|
С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...»
|
20
|
2 ч
|
Б.Л. Пастернак. «Снег идёт». Д.С. Самойлов. «Перед снегом».
Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги…».
Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус»
Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.
Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика
|
21
|
2 ч
|
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
|
Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно
|
22
|
2 ч
|
М.B. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...».
В.Ф. Ходасевич. «Поэту»
Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества
|
Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта
|
Страницы классики — 18 ч
Задачи:
— приобщение к национальной истории;
— усвоение и активизация литературоведческих терминов: конфликт, развитие сюжета, роль детали, понятие о пафосе.
Виды деятельности: чтение и интерпретация.
Понятия для изучения: конфликт, движение сюжета, деталь, рассказчик, пафос, сатира, характеристика персонажа.
Связь между видами искусства: музыка Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Экранизации повестей «Метель» (режиссёр П. Фоменко, 1984) и «Выстрел» (режиссёр П. Фоменко, 1981). Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр А. Роу, 1961)
|
23
|
6 ч
|
А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»).
«Выстрел» или «Метель» (по выбору учителя)
«Выстрел»
Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своё достоинство? Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа. Поведение человека чести перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле».
Тема для обсуждения. Человек в противостоянии своей судьбе.
«Метель»
Привязанность Марии Гавриловны к Владимиру: искреннее чувство или подражание любовным романам? Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Авантюрный сюжет.
Бурмин и Мария Гавриловна. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям
|
Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя.
Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа
|
24
|
3 ч
|
М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).
Историческая основа стихотворения.
Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Роль эпитета в поэтическо |
|
|
Календарь |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|