Пятница, 03.05.2024, 23:29
Сайт Русанжик Марины Анатольевны
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

8 класс

(2 ч в неделю, всего 70 ч)

 

Ведущая тема: литература в поисках героя

 

№ п/п

Количество

часов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Классицизм — 7 ч

Задачи:

— знакомство с основными литературными направлениями XVIII в., выявление их особенностей;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: классицизм, ода, трагедия, комедия.

Повторение: жанры устного народного творчества и литературные жанры.

Виды деятельности: чтение, обсуждение, классификация произведений по жанрам.

Понятия для изучения: литературные направления, классицизм как литературное направление, жанр оды, исторические корни трагедии, комедия как драматический жанр.

Интернет: знакомство с современным писателем. Виртуальное интервью. Подписка на литературную рассылку. Первая электронная библиотечка «Мои любимые книги». Дискуссия в чате на литературные темы: умение убеждать виртуальных собеседников

1

2 ч

Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство»

Знакомиться с канонами классицизма. Выявлять правила комедии классицизма. Читать по ролям отрывки из комедии.

Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления.

Характеризовать героя зарубежной литературы

2

1 ч

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии)

Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии

3

2 ч

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Теория трёх штилей»

Знакомиться с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды

4

2 ч

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. «Недоросль» (сцены из комедии)

Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии. Приёмы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения

Выявлять правила комедии классицизма.

Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.

Описывать опыт читательской интерпретации классического или современного произведения.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя (Д.И. Фонвизина)

Сентиментализм и его традиции — 5 ч

Задачи:

— выявление особенностей сентиментализма;

— воспитание эстетической восприимчивости;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: сентиментализм, русский сентиментализм.

Виды деятельности: чтение, проект, интерпретация, дискуссия.

Понятия для изучения: сентиментализм как литературное направление, русский сентиментализм.

Связь между видами искусства: «Аделаида» Л. ван Бетховена на стихи Фридриха фон Маттиссона

5

3 ч

Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.

«Бедная Лиза»

Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей сентиментализма.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.М. Карамзина

6

2 ч

А.И. Куприн. Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет»

Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.

Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному

Русская литература XIX в. — 38 ч

Задачи:

— приобщение к богатству русской лирики первой трети XIX в., выявление особенностей авторских стилей;

— развитие эстетического вкуса;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: романтизм, элегия, идиллия, романс.

Виды деятельности:  чтение, заучивание наизусть, интерпретация, проект.

Понятия для изучения:  элегия, идиллия, романс как жанры романтической поэзии, система характеров в литературном произведении, антитеза, дума как жанр русской литературы, особенности русского романтизма, романтическая поэма.

Связь между видами искусства: романсы на стихи В.М. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига (музыка А.А. Алябьева, М.Л. Яковлева, А.Е. Варламова); романсы на стихи А.С. Пушкина (музыка М.Л. Яковлева, М.И. Глинки, А.А. Алябьева, Б.П. Шереметева).

Фильм «Капитанская дочка» (режиссёр В. Каплуновский, 1958), телеспектакль (режиссёр П. Резников, 1978), фрагменты фильма «Русский бунт» (режиссёр А. Прошкин, 2000), фильм «Ася» (режиссёр И. Хейфиц, 1977). Сценические интерпретации комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Петербурга» (режиссёр Л. Гайдай, 1977); телеспектакль театра Сатиры «Ревизор» (постановка В. Плучека, 1982); «Ревизор» (режиссёр С. Газаров, 1996). Современные постановки пьесы; фильм «Попрыгунья» (режиссёр С. Самсонов, 1955).

Интернет: подбор материалов для создания электронного варианта мини-энциклопедии об одном из русских поэтов; написание отзыва о спектакле для театрального сайта

7

1 ч

Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С. Пушкина.

Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя)

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему

8

1 ч

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь» (по выбору учителя)

Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение  системы «трёх штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма

9

1 ч

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта. «Светлана»

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера.

«Невыразимое», «Море»

Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей романтизма. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя

10

1 ч

К.Н. Батюшков. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (по выбору учителя)

Жизнь и творчество поэта. Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания.

Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Торквато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова

Выразительно читать произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения

11

1 ч

Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта. «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя)

«Поэзия мысли» Боратынского и её автобиографизм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя.

Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта.

«Унылая» элегичность поэзии Боратынского, её «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника

Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений

12

8 ч

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»

Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.

Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг.

«К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...»

Своеобразие любовной лирики поэта.

Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.

«Бесы»

Особенности инструментовки стихотворения. Приёмы создания таинственной, мистической атмосферы.

«Осень»

Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.

«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта.

«Капитанская дочка»

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об «историческом романе». Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении

Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров.

Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).

Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Конспектировать литературно-критическую статью.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Характеризовать героя русской литературы разных периодов (первой половины и второй половины XIX в.).

Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX в.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в.

Характеризовать героя русской литературы XIX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью

 

13

8 ч

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»

Драматическая судьба поэта в современном ему мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры.

«Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…»

Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтов и Байрон. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых, искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте»

Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике М.Ю. Лермонтова.

«Прощай, немытая Россия…», «Родина»

Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.

«Мцыри»

Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения

14

6 ч

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор»

История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Образ Хлестакова. Приёмы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении. Н.В. Гоголь о смехе.

«Шинель»

«Маленький человек» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.

Тема для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич)

15

2 ч

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди»

Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.

Темы для обсуждения. Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?

16

6 ч

И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя.

«Записки охотника»

Понятие «цикл рассказов». История создания, основные темы. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений.

«Бирюк»

Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.

«Певцы»

 Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.

«Ася»

История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.

Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»)

17

3 ч

А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином», «Попрыгунья»

История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ  образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах

Из зарубежной литературы — 13 ч

Задачи:

— приобщение к основным достижениям мировой литературы и знакомство с её «вечными» темами;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: трагедия, сонет.

Виды деятельности:  чтение, рассказывание, интерпретация, дискуссия.

Повторение: драма как род литературы, особенность драматического действия, трагедия.

Понятия для изучения: драма, сонет.

Связь между видами искусства: экранизации трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (режиссёр Ф. Дзеффирелли, 1968). Сценические постановки: телеспектакль (режиссёр А. Эфрос, 1982), балет на музыку С.С. Прокофьева; фильм «Фауст» (режиссёр А. Сокуров, 2011); современные экранизации произведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (режиссёр П. Брукс, 1963); «Властелин колец» (режиссёр П. Джексон, 2002–2004)

18

2 ч

Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад»)

Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика

Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов — образов безобразных и низменных.

Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве.

Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.

Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык

19

3 ч

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены)

Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.

Сонеты (по выбору учителя)

Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира

20

2 ч

И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты)

Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель

21

2 ч

Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец»

В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

22

2 ч

У. Голдинг. «Повелитель мух»

Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух».

Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества?

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений

Из русской литературы ХХ в. — 3 ч

Задачи:

— выявление особенностей современной литературы, её новаторства;

— усвоение и активизация литературоведческих терминов: очерк, эссе.

Виды деятельности:  чтение, интерпретация, виртуальная дискуссия.

Понятия для изучения: жанровые особенности очерка и эссе

23

2 ч

К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки)

Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.

Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приёмы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романти­чес­кими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения

24

1 ч

В.А. Пьецух. «Прометейщина»

Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа.

Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современной литературе

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта

 

 

Повторение и обобщение изученного в 8 классе — 4 ч

 

 

 

Рекомендации для самостоятельного чтения

 

Русская литература

А.Т. Аверченко. Рассказы

И.Ф. Анненский. Из книги стихов «Кипарисовый ларец»

А.А. Ахматова. «Вечер», «Белая стая»

К.Д. Бальмонт. Произведения из книги стихов «Под северным небом»

Ю.В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Горячий снег»

И.А. Бунин. Стихотворения

Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие…»

М. Горький. «Дед Архип и Лёнька»

А.Н. Житинский. «Параллельный мальчик»

М.М. Ибрагимбеков. «За всё хорошее — смерть»

Н.М. Карамзин. «Предания веков» (сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»), «Наталья, боярская дочь»

М.Ю. Лермонтов. «Маскарад»

И.Л. Андроников. «Загадка Н.Ф.И.»

А.П. Платонов. «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире»

А.С. Пушкин. Стихотворения, «Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне»

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матёрой»

А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»

Л.Н. Толстой. «Юность»

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Месяц в деревне», «Накануне»

Н.А. Тэффи. Рассказы

М.И. Цветаева. «Идёшь, на меня похожий…»

А.П. Чехов. Рассказы

 

Зарубежная литература

Р. Брэдбери. «Вино из одуванчиков»

В. Гюго. «Отверженные», «Человек, который смеётся»

Ч. Диккенс. «Домби и сын»

Дж.Р. Киплинг. «Свет погас», «Отважные мореплаватели»

У. Коллинз. «Лунный камень»

А. Конан Дойл. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»

Дж.Ф. Купер. «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт»

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Педагогическая планета
  • МАОУ СОШ №30
  • РЦРО
  • ИМЦ
  • ТОИПКРО
  • Сайт о погоде
  • Главный городской портал
  • Copyright MyCorp © 2024